МОТОДЕЛЬТАПЛАН : КОМПОНОВКХЕМЫ МОДЕЛИСТ -КОНСТРУКТОР

МОТОДЕЛЬТАПЛАН : КОМПОНОВКХЕМЫ МОДЕЛИСТ -КОНСТРУКТОР

На его малой родине — в городе Балаклея Харьковской области — Александра Крупского считают чудаком. В свои 70 лет он… летает. На мотодельтаплане, который сам же и смастерил, потратив на это дело около 12 тысяч долларов. За такие деньги в Балаклее можно купить роскошный дом.

Дельтапланеризмом Александр Михайлович начал заниматься в далеком детстве. Тогда в местном Доме пионеров еще работал авиакружок. Позже, переехав в Харьков, записался в аэроклуб. Надо отдать должное его упорству: конструирование и технику производства дельтапланов он освоил в совершенстве. И свой личный мотодельтаплан создавал собственными руками, начиная с расчетов и заканчивая изготовлением деталей. Удовольствие, обошедшееся в копеечку, до сих пор требует инвестиций.

— Бывает, приходишь домой, а жена — где деньги? А я руками развожу — нету денег. Она только плюнет… Понимает, что мне летать все равно хочется, а на два часа в небе уходит 250 — 300 гривен, — сетует Александр Михайлович.

— Непрофессиональная авиация по большей части самодельна, — утверждает Крупский. — Это у меня новый французский двигатель, а другие выкручиваются как могут. Видел просто диковинные двигатели. Например, с мотоцикла «Днепр», впрочем, переделанный и форсированный. Летал на аппарате с двигателем от автомобиля «Хонда». Бешеный, набирает высоту чуть ли не вертикально — 7 метров в секунду. «Днепровский», для сравнения, «брал» 3 метра. Сейчас я летаю на «Rotax». Он маленький, можно под мышку взять, а выдаёт 65 «лошадей». Правда, налет дает небольшой, около 8 тысяч часов, после этого его надо будет в Киев отвезти, где его переберут в их сервисном центре, иначе мне просто лицензию не выдадут, да и стоит такой двигатель недешево — 6 тысяч долларов.

Откуда у пенсионера из сельской местности такие деньги, интересуемся.

— Увлечение дельтапланеризмом дело хоть и дорогое, но иногда приносит прибыль, — приоткрывает завесу Александр Михайлович. — Я, например, распыляю пестициды и гербициды на полях. Топлива дельтаплану необходимо несоизмеримо меньше, чем самолету: «Ан-2» на час полета требуется 250 литров бензина, а дельтоплану на два часа — 35 литров. Но об оплате надо договариваться заранее. А то один раз со мной расплатились натурой — пригнали два «КамАЗа» семечек! С прицепами! И что мне с ними делать? Мало того, что они места занимают ого-го, так еще и элеваторы не принимают: говорят, не может у частного лиц быть столько семечек, вы их украли. С горем пополам реализовал…

Дельтапланеризм — спорт рисковый. Безопасность в нем зависит от качества машины и особенно двигателя. Это легкие безмоторные планеры могут лечь на курс и лететь четыреста — пятьсот километров. Мотодельтаплан же по своим летным качествам отличается от таких аппаратов. При остановке двигателя он начинает резко снижаться. То есть посадить его можно, но где — выберет он сам. Были над лесом — упадете в лес. Над озером, — значит, в озеро.

— Лично я падал трижды — на своем старом отечественном «Буране», будь он неладен, — продолжает рассказ Александр Михайлович. — У меня для таких случаев даже парашют есть, специально для дельтаплана. Вон он, в ящике лежит (показывает), но я его принципиально с собой не беру. Если знаешь, что у тебя за спиной парашют, расслабляешься, а этого небо не прощает. Однажды залетал в грозу, хоть и не надолго. Никому не пожелаю такого. Даже большие самолеты стараются не попадать в грозовые облака без крайней надобности, что же до маленького и легкого дельтаплана — его так мотает… Одной девушке-дельтапланеристке в грозовом облаке сломало крыло, к счастью, у нее как раз оказался парашют. Но на парашюте её еще километра на полтора подняло вверх. Приземлялась без сознания. Поэтому лично я предпочитаю на земле переждать грозу. Впрочем, опасность может таить в себе и поле, на которое приземляешься. Был случай: все осмотрел заранее, а когда приземлялся, нарвался на какую-то проволоку. Порвало крыло, порезало винт. Обидно…

— Дельтапланы можно поды мать очень высоко, — говорит пилот, поглядывая в ясное небо. — Пределом у нас считается 7200 метров. В принципе, можно взлететь и выше, но смысла в этом нет — там мало кислорода. Страдает и пилот, и двигатель, мощность которого на таких высотах катастрофически падает. Да и холодрыга такая, что без подогрева замерзают карбюраторы, а о людях и говорить нечего. А еще с такой высоты предметы на земле становятся слишком мелкими, чтобы их можно было рассматривать. Моя любимая высота — метров двести, там интереснее…

Общаясь с этим человеком, не веришь, что перед тобой мужчина столь серьезного возраста. Настолько живые глаза, настолько кипуча энергия. Сейчас он мастерит аэролодку для рыбалки (на дельтаплане хоть и удобно, но очень дорого), которая уже почти готова, а параллельно приводит в порядок свой дельтаплан.

Но есть и то, что по-настоящему расстраивает Крупского:

— Раньше было легче, нас, аматоров, никто не ограничивал. Выше трехсот метров не поднимались, чтобы не мешать профессиональной авиации, и летали куда хотели. А сегодня все сложнее, разрешениями задолбали!

Александр Михайлович и все самодеятельные покорители неба, для вас хорошая новость! Верховная Рада наконец-то приняла закон, упрощающий прохождение процедур, разрешающих взлет для сверхлегкой авиации. Есть надежда, что сельских «небесных тихоходов» теперь станет больше.

Двигатели для мотодельтапланов своими руками фото. Поделитесь новостью Двигатели для мотодельтапланов своими руками с друзьями!
Двигатели для мотодельтапланов своими руками 19
Двигатели для мотодельтапланов своими руками 2
Двигатели для мотодельтапланов своими руками 94
Двигатели для мотодельтапланов своими руками 6
Двигатели для мотодельтапланов своими руками 55
Двигатели для мотодельтапланов своими руками 20
Двигатели для мотодельтапланов своими руками 70
Двигатели для мотодельтапланов своими руками 8
Двигатели для мотодельтапланов своими руками 37
Двигатели для мотодельтапланов своими руками 45
Двигатели для мотодельтапланов своими руками 22
Двигатели для мотодельтапланов своими руками 31
Двигатели для мотодельтапланов своими руками 67
Двигатели для мотодельтапланов своими руками 94
Двигатели для мотодельтапланов своими руками 63
Двигатели для мотодельтапланов своими руками 17
Двигатели для мотодельтапланов своими руками 98
Двигатели для мотодельтапланов своими руками 96
Двигатели для мотодельтапланов своими руками 39
Двигатели для мотодельтапланов своими руками 65